ВЕЛВЕТ АНДЕРГРАУНД - «ВЕ́ЛВЕТ АНДЕРГРА́УНД» (Velvet Underground), американская рок-группа (см. РОК-МУЗЫКА). Образована в 1964 в Нью-Йорке. Первоначальный состав: Лу Рид (Lou Reed) (наст. Луис Фербэнк, Louis Firbank) (р. 2 марта 1942; гитара, вокал); Джон Кэйл (John Cale) (полн. Джон Дэвис Кэйл, John Davies Cale) (р. 9 марта 1940; альт, бас-гитара, клавишные); Стерлинг Моррисон (Sterling Morrison) (полн. Холмс Стерлинг Моррисон-мл., Holmes Sterling Morrison, Jr.) (29 августа 1942 - 30 августа 1995; гитара); Морин «Мо» Такер (Maureen «Moe» Tucker) (р. 1945; ударные). Одна из самых значительных американских рок-групп, исполнявших экспериментальный рок; оказала огромное влияние на развитие панк (см. ПАНК-РОК)- и пост-панк (см. ПОСТ-ПАНК)-рока.
Была основана Лу Ридом и Джоном Кэйлом. Рид с раннего детства любил рок-н-ролл (см. РОК-Н-РОЛЛ), в начале 1960-х гг. увлекся авангардным джазом и поэзией. Кэйл уже успел повыступать с Джоном Кейджем (см. КЕЙДЖ Джон) (John Cage) и Ламонте Янгом (LaMonte Young), но более всего интересовался рок-музыкой.
С самого начала группа выделялась на общем фоне тогдашней американской рок-музыки. Ее материал, в основном сочиненный Ридом, отражал реалии большого города и был посвящен таким темам, как наркомания, садомазохизм, декадентство. Все это подкреплялось жесткими риффами (см. РИФФ), сырым гитарным звуком и пронзительными альтовыми пассажами Кэйла. Данная музыка, будучи абсолютно некоммерческой, не имела тогда шансов на популярность; но многое изменилось, когда в 1965 группу обнаружил лидер американского поп-арта (см. ПОП-АРТ) Энди Уорхол (Andy Warhol). Он стал менеджером Velvet Underground и весной 1966 спродюсировал дебютный альбом группы. По его настоянию в состав группы была включена модель и певица из Европы Нико (Nico) (настоящее имя Криста Паффген, Christa Puffgen) (16 октября 1938 - 18 июля 1988), обладавшая выразительным глубоким голосом. Она спела три лучшие песни из альбома, который получил условное название «банановый» (по его обложке, которую нарисовал сам Уорхол). Ныне эта работа (песни Heroin, All Tomorrow"s Parties, Venus in Furs, I"ll Be Your Mirror, Black Angel"s Death Song, Sunday Morning) признана одной из наиболее значительных и «классических» в рок-музыке. Альбом достиг всего лишь 171-го места в хит-параде (см. ХИТ-ПАРАД) США, но стал «культовым» для многих молодых музыкантов той эпохи, оказав значительное влияние на их творчество.
Нестабильное коммерческое положение обусловило серьезные трения внутри самой группы. В 1967 ушла Нико; постепенно слабели связи с Уорхолом. В этой обстановке был записан второй альбом White Light/White Heat. Он получился еще более резким и радикальным, чем первый, также провалившись коммерчески. Тем временем достиг своего апогея конфликт между Ридом и Кэйлом. Группа раскололась, и Кэйл ушел (его заменил бас-гитарист Даг Юл (Doug Yule)). А во время записи четвертого альбома Loaded группу покинул и сам Рид.
Третий и четвертый альбомы (1969 и 1970) получились совершенно непохожими на предыдущие работы. Шум и насилие практически исчезли; музыкальный материал был выполнен в стандартных традициях поп-рока. Работа вызвала недоумение знатоков, зато значительно расширила аудиторию Velvet Underground. Большую известность приобрели композиции Rock and Roll, Who Loves the Sun и Sweet Jane, ставшие со временем рок-стандартами. Однако, отсутствие таких музыкантов, как Рид и Такер, не могло не сказаться на дальнейшем существовании группы, которая вскоре распалась. А ее бывшие участники (Рид, Кэйл и Нико) весьма преуспели как независимые музыканты.
Слава Velvet Underground стала расти спустя годы после ее смерти. О ее значительном влиянии на собственное творчество говорят такие звезды, как Дэвид Боуи (см. БОУИ Дэвид), Брайан Ино (см. ИНО Брайан), Пэтти Смит и др. В 1980-х гг. все наследие Velvet Underground было переиздано. На этой волне в начале 1990-х группа была воссоздана, но Рид и Кэйл снова не смогли ужиться вместе. А смерть Моррисона в 1995 сделала все прожекты воссоединения Velvet Underground нереальными.